Пресс-служба: 8 (3467) 36-00-12
Приемная: 8 (3467) 38-88-48
E-mail: csi-hm@yandex.ru
Программы

Программа физкультурно-оздоровительной направленности по плаванию для детей с инвалидностью МАМА+РЕБЕНОК

Вернуться к списку

    Array
    (
        [file] => Array
            (
                [ID] => 159
                [TIMESTAMP_X] => 2017-05-22 17:23:01
                [IBLOCK_ID] => 69
                [NAME] => Файл
                [ACTIVE] => Y
                [SORT] => 500
                [CODE] => file
                [DEFAULT_VALUE] => 
                [PROPERTY_TYPE] => F
                [ROW_COUNT] => 1
                [COL_COUNT] => 30
                [LIST_TYPE] => L
                [MULTIPLE] => N
                [XML_ID] => 
                [FILE_TYPE] => 
                [MULTIPLE_CNT] => 5
                [TMP_ID] => 
                [LINK_IBLOCK_ID] => 0
                [WITH_DESCRIPTION] => N
                [SEARCHABLE] => N
                [FILTRABLE] => N
                [IS_REQUIRED] => N
                [VERSION] => 1
                [USER_TYPE] => 
                [USER_TYPE_SETTINGS] => 
                [HINT] => 
                [PROPERTY_VALUE_ID] => 8956
                [VALUE] => 84419
                [DESCRIPTION] => 
                [VALUE_ENUM] => 
                [VALUE_XML_ID] => 
                [VALUE_SORT] => 
                [~VALUE] => 84419
                [~DESCRIPTION] => 
                [~NAME] => Файл
                [~DEFAULT_VALUE] => 
                [DISPLAY_VALUE] => Загрузить
                [FILE_VALUE] => Array
                    (
                        [ID] => 84419
                        [TIMESTAMP_X] => 04.08.2020 12:56:54
                        [MODULE_ID] => iblock
                        [HEIGHT] => 0
                        [WIDTH] => 0
                        [FILE_SIZE] => 4442829
                        [CONTENT_TYPE] => application/vnd.openxmlformats-officedocument.wordprocessingml.document
                        [SUBDIR] => iblock/640
                        [FILE_NAME] => programma-fizkulturno_ozdorovitelnoy-napravlennosti-po-plavaniyu-dlya-detey-s-invalidnostyu-mama_rebenok.docx
                        [ORIGINAL_NAME] => Программа физкультурно-оздоровительной направленности по плаванию для детей с инвалидностью МАМА+РЕБЕНОК.docx
                        [DESCRIPTION] => 
                        [HANDLER_ID] => 
                        [EXTERNAL_ID] => 21c6e77fe8ab74742ae92ff3123f0f03
                        [VERSION_ORIGINAL_ID] => 
                        [META] => 
                        [SRC] => /upload/iblock/640/programma-fizkulturno_ozdorovitelnoy-napravlennosti-po-plavaniyu-dlya-detey-s-invalidnostyu-mama_rebenok.docx
                    )
    
            )
    
    )
    
  • Программа физкультурно-оздоровительной направленности по плаванию для детей с инвалидностью МАМА+РЕБЕНОК
    docx
    4.24 Мб
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Центр адаптивного спорта»

Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный университет»





ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПЛАВАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
«МАМА+РЕБЕНОК»


ОГЛАВЛЕНИЕ
Списоксокращений…………………………………………………………………………    4
Введение……………………………………………………………………………………..    5
Депонирование  авторского  права  на  Программу  БУ  «Центр   адаптивного   спорта Югры»………………………………………………………………………………………    9
Знак качества Всероссийского конкурса товаров и услуг «Лучшее–детям»……………    10
Условия зачисленияна Программу………………………………………………………..    12
Характеристика нозологических групп детейс инвалидностью…………………..    12
Условия зачисленияв группы………………………………………………………..    23
Документы для зачисления в группы по адаптивному плаванию по программе
«Мама +ребенок»……………………………………………………………………    24
Теоретическаяподготовка………………………………………………………………….    25
Практическиезанятия………………………………………………………………………    28
Структуразанятийпоадаптивномуплаванию«Мама+ребенок»………………...    28
Обеспечение безопасности на занятиях вбассейне………………………………...    30
Снижение психологического барьера водобоязни ребенка-инвалида на занятиях
по адаптивному плаванию «Мама+ребенок»……………………………………...    31
Методика проведения занятий по адаптивному плаванию для детей-инвалидов по про- грамме «Мама+ ребенок»……………………………………………………………..    37
Адаптивное плавание (водная реабилитация) для детей с нарушениями опорно- двигательногоаппарата………………………………………………………………    37
Адаптивное плавание (водная реабилитация) для детей с нарушением зрения
(слепых,слабовидящих)……………………………………………………………    46
Адаптивное плавание (водная реабилитация) для детей сумственнойотсталостью    52
Адаптивное плавание (водная реабилитация) для глухих, слабослышащих детей
и детей снарушениемречи………………………………………………………….    71
Контроль  за  состоянием  физического  развития  занимающихся  детей-инвалидов  на разных этапах прохождения программы «Мама+ребенок»……………………………    81
Перечень необходимого оборудования и инвентаря для реализации программы «Ма-
ма +ребенок»……………………………………………………………………………….    86
Требования кобразованиюспециалиста…………………………………………………...    89
Требования кспортивномусооружению…………………………………………………...    93
Рекомендации………………………………………………………………………………...    97
Глоссарий    105
Список литературы    108
Приложение 1. Правила посещенияплавательногобассейна    113
Приложение 2. Инструкция померамбезопасности    118


ВВЕДЕНИЕ

Плавание – один из наиболее популярных видов спорта. Благодаря исключительно высокому спортивному,  прикладному, оздоровительному и общеразвивающему значению плавание составляет один из основных разделов социальных программ оздоровления и физического воспитания различных возрастных групп населения.
Хорошо известно большое оздоровительное влияние воды как естественного природного фактора. Систематические занятия плаванием развивают и закаливают организм, усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизируют обменные процессы, укрепляют опорно-двигательный аппарат (ОДА), совершенствуют системы терморегуляции, повышают умственную работоспособность и т. д.
Если для здорового человека занятия плаванием – средство активного развития и телесного самосовершенствования, то для детей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья и развитии это одно из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере, полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.
Занятия адаптивным плаванием – это прежде всего педагогический процесс по передаче и усвоению накопленного опыта взаимоотношений специалиста и инвалида – лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Место адаптивного плавания в системе знаний определяется деятельностью специалиста в области использования закономерностей, свойств и явлений взаимоотношений человека и водной среды, обеспечивающего передачу и усвоение теоретических и практических знаний и умений в процессе формирования и совершенствования личности, с целью развития общественной и двигательной активности ребенка-инвалида.
Признание в мире нового развивающего направления – водной реабилитации (адаптивного плавания) как важного средства формирования, развития, восстановления и поддержки здоровья и работоспособности личности свидетельствует о его большой значимости,особенновреабилитациидетей-инвалидов.Средибольшогомногообразиявидов спорта наиболее привлекательным для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является адаптивное плавание1.

Пояснительная записка
Программа по плаванию физкультурно-оздоровительной направленности средствами адаптивной физической культуры (АФК) для детей-инвалидов «Мама + ребенок» разработа- на с учетом следующих нормативно-правовых актов:
-    ОфизическойкультуреиспортевРоссийскойФедерации:федер.законот
04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019);
-    ОсоциальнойзащитеинвалидоввРоссийскойФедерации:федер.законот
24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019);
-    Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм : приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н (ред. от04.04.2019);

1 Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учеб. М. : Спорт, 2016. 614 с.; Фетисов А. М. Особенности обучения плаванию детей с ограниченными возможностями разных нозологиче-
ских групп // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 12. С. 336–340.

-    О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры : приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.08.2001 №337;
-    Об утверждении порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку : приказ Ми- нистерства спорта Российской Федерации от 16.08.2013 №645;
-    Об утверждении порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры : приказ департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.08.2016 №235;
-    Об утверждении правил приема лиц в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие подготовку, подведомственные департаменту физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры : приказ департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.08.2016 №236;
-    О мерах по разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ре- бенка-инвалида, в рамках компетенции департамента физической культуры и спорта Ханты- Мансийского автономного округа – Югры : приказ департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2015 №341.
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «До- ступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016–2020 годы» предпо- лагает создание адаптированных условий для инвалидов, желающих заниматься спортом, совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп граждан с ограниченнымивозможностями.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре физкультурно-оздоровительную работу с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, и инвалидами осуществ- ляет 166 учреждений. К сфере физической культуры и спорта из них относятся 59 учрежде- ний, сфере образования – 80, сфере труда и социальной защиты – 23 реабилитационных учреждения.
В настоящее время в округе из общего количества спортивных сооружений (по дан- ным федерального статистического наблюдения формы № 3 АФК в ХМАО – Югре за 2018 год), приспособленных к занятиям инвалидов, плавательных бассейнов – 40, что составляет 8,9 % от общего числа подобных спортивных сооружений. Только 22 из них имеют утвер- жденные паспорта доступности объектов и предоставляемых на них услуг. Тем не менее адаптивное плавание является одним из самых популярных видов спорта среди лиц с откло- нениями в состоянии здоровья, уступая в рейтинге лишь легкой атлетике. Так, адаптивным плаванием в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре занимается 537 человек, 333 из них в возрасте от 6 до 18 лет. 77 человек из числа занимающихся являются спортсменами- разрядниками.
В программе физкультурно-оздоровительной направленности средствами АФК для детей-инвалидов по плаванию «Мама + ребенок» представлены: организация физкультурно- оздоровительных занятий, содержание теоретических и практических занятий (комплексы), игры в воде.
Программа рекомендована для инструкторов по спорту и инструкторов по АФК, осу- ществляющих работу с детьми с нарушением слуха, зрения, интеллектуального развития и опорно-двигательного аппарата.
Принципы адаптивного плавания для детей-инвалидов по программе «Мама + ребе-
нок»:
1.    Система взаимоотношений в адаптивном плавании «инструктор по спорту –ребе-
нок-инвалид – родитель (законный представитель) – вода» и окружающего пространства.
2.    Непрерывность взаимоотношений инструктора по спорту/инструктора по АФК, родителя (законного представителя) иребенка-инвалида.

3.    Постепенность увеличения физических нагрузок назанятиях.
Средства, используемые на физкультурно-оздоровительных занятиях по адаптивному плаванию «Мама + ребенок»:
1.    Воднаясреда.
2.    Специальные корригирующие упражнения оздоровительнойнаправленности.
3.    Прикладные способы плавания, включая способы ныряния и элементы транспор- тировки больногоинвалида.
4.    Приемы оказания первой доврачебной помощи в случаеутопления.
5.    Подвижные игры и развлечения в воде, доступные в зависимости от характера за- болевания.
6.    Подводный массаж, самомассаж вводе.
Направленность программы: физкультурно-оздоровительная. Форма занятий: очная.
Программа рассчитана для занимающихся в возрасте от 3 до 10 лет.
Цель программы: привлечение максимально возможного числа детей (совместно с ро- дителями) с нарушением слуха, зрения, интеллектуального развития, с поражением ОДА и с ДЦП к систематическим занятиям адаптивным плаванием для оздоровления и коррекции от- клонений в состоянии здоровья.
Задачи программы:
1.    Создание необходимых условий для занятий адаптивным плаванием детей с нарушениями ОДА, слепых (слабовидящих), с умственной отсталостью, глухих (слабослы- шащих), предусмотренных программой с 3-летнего возраста до 10лет.
2.    Привлечение максимально возможного числа детей с отклонениями в состоянии здоровья (совместно с родителями) к регулярным занятиямплаванием.
3.    Повышение функциональных возможностей организмазанимающихся.
4.    Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, необходи- мых для занятия адаптивнымплаванием.
5.    Корректирование нарушений физического развития ипсихомоторики.
6.    Улучшение динамики индивидуальных показателей, характеризующих состояние органов, систем и вторичныхотклонений;
7.    Улучшение общего состояния организма и уровня функциональных возможно- стейребенка.
8.    Улучшение динамики индивидуальных показателей физического развития(рост,
вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких).
9.    Способствованиеразвитиюосновныхфизическихкачествзанимающихся(сила,
быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности).
10.    Способствование освоению навыков гигиены,самоконтроля.
Для более детальной проработки основных коррекционных задач при планировании занятий с детьми данной категории должны быть сформулированы более частные вспомога- тельные задачи:
-    укрепить ослабленные мышечныегруппы;
-    улучшить подвижность в суставах: профилактика или разработкаконтрактур;
-    нормализовать тонусмышц;
-    укрепить деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других системорганизма;
-    способствовать развитию предметно-манипуляционной деятельностирук;
-    способствовать улучшению зрительно-моторнойкоординации;
-    сформировать вестибулярную и антигравитационную статодинамическую устой- чивость и ориентировку впространстве;
-    сформировать различные опорные реакции рук иног;
-    сформировать навыки релаксациитела.
При наборе детей, учитывая ранний возраст, инструктор по спорту/инструктор по адаптив-

ной физической культуре должен знать точный медицинский диагноз, форму ДЦП и функциональ- ные возможности данной категории инвалидов.
Программа составлена коллективом авторов Института гуманитарного образования и спорта Сургутского государственного университета и БУ «Центр адаптивного спорта Югры»:
-    Апокин В. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физической культуры;
-    Воронюк Т. В., кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры ме- дико-биологических основ физическойкультуры;
-    Родионова М. А., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории физическойкультуры;
-    Юденко И. Э., кандидат педагогических наук, доцент кафедры медико- биологических наук физическойкультуры;
-    Обухова Н. Б., кандидат педагогических наук, доцент кафедры медико- биологических наук физическойкультуры;
-    Жулепов В. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры медико- биологических наук физическойкультуры;
-    Мальков М. Н., кандидат биологических наук, доцент кафедры медико- биологических наук физическойкультуры;
-    Шнейдер В. Ю., доцент кафедры медико-биологических наук физической культуры, заслуженный тренерРФ;
-    Солодилов Р. О., кандидат биологических наук, младший научный сотрудник науч- но-образовательногоцентра;
-    Самойлова М. В., кандидат психологических наук, доцент кафедрыпсихологии;
-    Вторушин М. П., директор БУ «Центр адаптивного спортаЮгры»;
-    Александров Р. В., заместитель директора по физкультурно-массовой и спортивной работе БУ «Центр адаптивного спортаЮгры»;
-    Коржук О. В., начальник отдела медико-социального сопровождения и реабилита- ции БУ «Центр адаптивного спортаЮгры»;
-    Мещангина Е. А., старший инструктор-методист по адаптивной физической культу- ре отдела медико-социального сопровождения и реабилитации БУ «Центр адаптивного спор- таЮгры».