Пресс-служба: 8 (3467) 36-00-12
Приемная: 8 (3467) 38-88-48
E-mail: csi-hm@yandex.ru
Программы

Программа физкультурно-оздоровительной направленности средствами адаптивной физической культуры

Вернуться к списку

    Array
    (
        [file] => Array
            (
                [ID] => 159
                [TIMESTAMP_X] => 2017-05-22 17:23:01
                [IBLOCK_ID] => 69
                [NAME] => Файл
                [ACTIVE] => Y
                [SORT] => 500
                [CODE] => file
                [DEFAULT_VALUE] => 
                [PROPERTY_TYPE] => F
                [ROW_COUNT] => 1
                [COL_COUNT] => 30
                [LIST_TYPE] => L
                [MULTIPLE] => N
                [XML_ID] => 
                [FILE_TYPE] => 
                [MULTIPLE_CNT] => 5
                [TMP_ID] => 
                [LINK_IBLOCK_ID] => 0
                [WITH_DESCRIPTION] => N
                [SEARCHABLE] => N
                [FILTRABLE] => N
                [IS_REQUIRED] => N
                [VERSION] => 1
                [USER_TYPE] => 
                [USER_TYPE_SETTINGS] => 
                [HINT] => 
                [PROPERTY_VALUE_ID] => 13836
                [VALUE] => 84420
                [DESCRIPTION] => 
                [VALUE_ENUM] => 
                [VALUE_XML_ID] => 
                [VALUE_SORT] => 
                [~VALUE] => 84420
                [~DESCRIPTION] => 
                [~NAME] => Файл
                [~DEFAULT_VALUE] => 
                [DISPLAY_VALUE] => Загрузить
                [FILE_VALUE] => Array
                    (
                        [ID] => 84420
                        [TIMESTAMP_X] => 04.08.2020 12:57:48
                        [MODULE_ID] => iblock
                        [HEIGHT] => 0
                        [WIDTH] => 0
                        [FILE_SIZE] => 1032978
                        [CONTENT_TYPE] => application/vnd.openxmlformats-officedocument.wordprocessingml.document
                        [SUBDIR] => iblock/aa6
                        [FILE_NAME] => programma-fizkulturno_ozdorovitelnoy-napravlennosti-sredstvami-adaptivnoy-fizicheskoy-kultury.docx
                        [ORIGINAL_NAME] => Программа физкультурно-оздоровительной направленности средствами адаптивной физической культуры.docx
                        [DESCRIPTION] => 
                        [HANDLER_ID] => 
                        [EXTERNAL_ID] => a74fd5e000b5e5171b074e9de2b44626
                        [VERSION_ORIGINAL_ID] => 
                        [META] => 
                        [SRC] => /upload/iblock/aa6/programma-fizkulturno_ozdorovitelnoy-napravlennosti-sredstvami-adaptivnoy-fizicheskoy-kultury.docx
                    )
    
            )
    
    )
    
  • Программа физкультурно-оздоровительной направленности средствами адаптивной физической культуры
    docx
    1008.77 КБайт
Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный университет»

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Центр адаптивного спорта»









ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


ОГЛАВЛЕНИЕ

Список сокращений ....................................................................................................................................
Введение ......................................................................................................................................................
Депонирование авторского права на Программу БУ «Центр адаптивного спорта Югры» .................
Организационно-методические особенности занятий
адаптивной физической культурой для лиц с нарушением зрения ........................................................
Условия зачисления на Программу для лиц с нарушением зрения...................................................
Теоретическая подготовка .....................................................................................................................
Методика адаптивной физической культуры при нарушении зрения...............................................
Система оценивания результатов освоения
физкультурно-оздоровительной Программы ......................................................................................
Организационно-методические особенности занятий
адаптивной физической культурой для лиц с нарушением слуха ..........................................................
Условия зачисления на Программу для лиц с нарушением слуха.....................................................
Теоретическая подготовка .....................................................................................................................
Особенности организации занятий адаптивной физической культурой для лиц
с нарушением слуха ...............................................................................................................................
Основные понятия о нарушении слуха ................................................................................................
Методические аспекты организации занятий адаптивной физической культурой
глухих и слабослышащих......................................................................................................................
Практические рекомендации и примерные комплексы физических упражнений
при нарушении слуха.............................................................................................................................
Система оценивания результатов освоения физкультурно-оздоровительной Программы.............
Организационно-методические особенности занятий адаптивной
физической культурой для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата ..................................
Условия зачисления на Программу для лиц
с поражением опорно-двигательного аппарата...................................................................................
Теоретическая подготовка .....................................................................................................................
Методика адаптивной физической культуры при поражении спинного мозга ................................
Основные понятия о травматической болезни спинного мозга ........................................................
Методические аспекты организации занятий адаптивной физической культурой .........................
Практические рекомендации и примерные комплексы физических упражнений...........................
Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе .......................
Основные понятия о детском церебральном параличе ......................................................................
Методические аспекты организации занятий адаптивной физической культурой .........................
Практические рекомендации и примерные комплексы физических упражнений...........................

Методика адаптивной физической культуры при врожденных аномалиях развития
и после ампутации конечностей ................................................................................................................
Возрастные анатомо-функциональные особенности лиц
с врожденными аномалиями развития и после ампутации конечностей .........................................
Методические аспекты организации занятий адаптивной физической культурой .........................
Практические рекомендации и примерные комплексы физических упражнений...........................
Система оценивания результатов освоения физкультурно-оздоровительной Программы.............
Организационно-методические особенности занятий адаптивной
физической культурой для лиц с интеллектуальными нарушениями....................................................
Условия зачисления на Программу для лиц с интеллектуальными нарушениями..........................
Теоретическая подготовка .....................................................................................................................
Методика адаптивной физической культуры для лиц
с интеллектуальными нарушениями ....................................................................................................
Особенности организации занятий для лиц с интеллектуальными нарушениями..........................
Примерные комплексы физических упражнений для людей
с умственной отсталостью различной степени (до 18 лет)................................................................
Примерные комплексы физических упражнений для людей
с умственной отсталостью различной степени (старше 18 лет)........................................................
Система оценивания результатов освоения
физкультурно-оздоровительной Программы ......................................................................................
Психологические особенности организации занятий
адаптивной физической культурой для инвалидов..................................................................................
Материально-техническое оснащение для реализации Программы .....................................................
Требования к образованию специалиста ..................................................................................................
Требования к технике безопасности .........................................................................................................
Список литературы .....................................................................................................................................
Приложение 1 ..............................................................................................................................................
Приложение 2 ..............................................................................................................................................
Приложение 3 ..............................................................................................................................................
Приложение 4 ..............................................................................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка

Развитие сферы адаптивной физической культуры и спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях требует нового содержания, направленного на личностно ориентиро- ванное отношение к людям разного возраста, имеющим различные нарушения развития, в част- ности: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, и/или инвалидность.
Одной из основных задач современного общества по отношению к лицам с ограничен- ными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов является максимальная их адаптация к са- мостоятельной жизни, трудовой деятельности, а в будущем и овладению профессией. Интег- рация инвалидов в социуме может осуществляться только путем их развития и включения в разнообразную общественно значимую деятельность. Активизация работы с ними средствами адаптивной физической культуры имеет большое социальное значение и способствует гумани- зации самого общества и, в первую очередь, изменению отношения к этой группе населения. Адаптивная физическая культура в данном случае имеет многофункциональную направленность на всестороннее развитие личности человека с инвалидностью, решение коррекционных, ком- пенсаторных и оздоровительных задач с целью преодоления дефектов физического развития, компенсации нарушений в двигательной сфере.
В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Феде- рации на период до 2020 года и государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» к 2020 году планируется увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения до 2,5 миллионов человек, что составит 20 % от общего количества инвалидов в Российской Федерации.
Приоритетом развития систем образования и здравоохранения Ханты-Мансийского авто- номного округа – Югры является сохранение и укрепление здоровья населения на основе фор- мирования здорового образа жизни и обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению. Основным направлением в данной области является формирование у лиц с отклоне- ниями в состоянии здоровья, включая инвалидов различных возрастных и нозологических групп, занимающихся адаптивной физической культурой, осознанного отношения к своим физическим возможностям, развитие двигательных умений и навыков, психологических качеств, обеспечиваю- щих адаптацию их к воздействию окружающей среды, обществу и различным видам практической деятельности.

Цели и задачи программы физкультурно-оздоровительной направленности средствами адаптивной физической культуры

Основной целью данной программы физкультурно-оздоровительной направленности средс- твами адаптивной физической культуры (далее – Программа) является создание организационных и методических условий к привлечению как можно большего количества людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов с нарушением зрения, слуха, опорно-двигатель- ного аппарата и интеллектуальными нарушениями.
Целевая направленность Программы – физическое развитие и физическое воспитание лиц с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями, в том числе инвалидов, а также получение ими основных теоретических знаний и практических умений в сфере адаптивной физической культуры.
Основные задачи:
1.    Сформировать навыки здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности ин- валидов, привить стабильный и жизнеспособный интерес к занятиям адаптивной физической культурой.

2.    Создать необходимые и достаточные организационно-методические условия для занятий адаптивной физической культурой инвалидов.
3.    Повысить морфофункциональные возможности организма инвалидов.
4.    Обучить основным умениям и навыкам владения теми или иными техническими видами физкультурной и спортивной деятельности, скорректировать нарушения физического развития и функциональной подготовленности.
5.    Сформировать навыки адаптации к жизнедеятельности в социуме, бытовой, профессио- нальной и спортивной ориентации.
6.    Выявить и поддержать инвалидов, проявляющих способности в области адаптивной фи- зической культуры.

Нормативно-правовое обеспечение программы физкультурно-оздоровительной направленности средствами адаптивной физической культуры

1.    Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
2.    Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
3.    Приказ  Министерства  труда  Российской  Федерации  от  13.06.2017  №  486н  (ред.  от 04.04.2019) «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абили- тации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы, и их форм».
4.    Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.08.2001 № 337
«О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физ- культуры».
5.    Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.03.2016 № 134н
«О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической куль- турой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спор- тивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортив- ную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса «Готов к труду и обороне».
6.    Приложение к приказу № 134н Министерства здравоохранения Российской Федерации
«О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической куль- турой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спор- тивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортив- ную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса «Готов к труду и обороне» от 01.03.2016.
7.    Приказ Министерства труда Российской Федерации от 15.10.2015 № 723н «Об утверж- дении формы и порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организацион- но-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абили- тации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-соци- альной экспертизы».
8.    Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2018 № 874 «Об утверж- дении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организаци- ям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, содействующим разви- тию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
9.    Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 24.08.2015 № 825 «Об утверж- дении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых

услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи».
10.    Приказ Министерства труда Российской Федерации от 23.04.2018 № 275 «Об утверж- дении примерных положений о многопрофильных реабилитационных центрах для инвалидов и детей-инвалидов, а также примерных перечней оборудования, необходимого для предоставле- ния услуг по социальной и профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов и детей- инвалидов».
11.    Постановление Правительства Российской  Федерации  от  15.04.2014  №  302  (ред.  от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» .
12.    Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверж- дении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
13.    Приказ Министерства труда Российской Федерации от 03.12.2018 № 765 «Об утверж- дении методических рекомендаций по определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации на основе оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных».
14.    Методические рекомендации для органов исполнительной власти Российской Федера- ции в области физической культуры и спорта по определению нормативов численности работников государственных и муниципальных органов управления в области физической культуры и спорта и подведомственных им учреждений с учетом характера их деятельности (утв. Министерством спорта Российской Федерации 25.10.2017).
15.    Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 24.04.2017 № 373 «Об утверж- дении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере физической культуры и спорта».
16.    Письмо Министерства спорта Российской Федерации от 18.03.2016 № МТ-03-07/1614, Министерства труда Российской Федерации 13-5/10/В-1781 «Об информировании и консульти- ровании инвалида и членов его семьи по вопросам адаптивной физической культуры и адаптив- ного спорта».
17.    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р «Об ут- верждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».
18.    Методические рекомендации по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения, с учетом факто- ров, препятствующих доступности услуг в сфере спорта и туризма (утв. Министерством спорта и туризма Российской Федерации).
19.    Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 09.07.2014 № 578 «Об утверж- дении Методических рекомендаций, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инва- лидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным мероприятиям, с учетом особых потребностей инвалидов».
20.    Постановление Правительства  Ханты-Мансийского  автономного  округа  –  Югры  от 09.10.2013 № 422-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014–2020 годы».
21.    Приказ Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2015 № 341 «О мерах по разработке и реализации индивидуальной про- граммы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, в рамках компетенции Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» .
22.    Письмо Министерства спорта Российской Федерации от 27.10.2014 № ВМ-03-09/6620
«О внесении изменений в письмо Минспорта России от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554».