Пресс-служба: 8 (3467) 36-00-12
Приемная: 8 (3467) 38-88-48
E-mail: csi-hm@yandex.ru
Программы

Программа физкультурно-оздоровительной направленности по лёгкой атлетике

Вернуться к списку

    Array
    (
        [file] => Array
            (
                [ID] => 159
                [TIMESTAMP_X] => 2017-05-22 17:23:01
                [IBLOCK_ID] => 69
                [NAME] => Файл
                [ACTIVE] => Y
                [SORT] => 500
                [CODE] => file
                [DEFAULT_VALUE] => 
                [PROPERTY_TYPE] => F
                [ROW_COUNT] => 1
                [COL_COUNT] => 30
                [LIST_TYPE] => L
                [MULTIPLE] => N
                [XML_ID] => 
                [FILE_TYPE] => 
                [MULTIPLE_CNT] => 5
                [TMP_ID] => 
                [LINK_IBLOCK_ID] => 0
                [WITH_DESCRIPTION] => N
                [SEARCHABLE] => N
                [FILTRABLE] => N
                [IS_REQUIRED] => N
                [VERSION] => 1
                [USER_TYPE] => 
                [USER_TYPE_SETTINGS] => 
                [HINT] => 
                [PROPERTY_VALUE_ID] => 23678
                [VALUE] => 84739
                [DESCRIPTION] => 
                [VALUE_ENUM] => 
                [VALUE_XML_ID] => 
                [VALUE_SORT] => 
                [~VALUE] => 84739
                [~DESCRIPTION] => 
                [~NAME] => Файл
                [~DEFAULT_VALUE] => 
                [DISPLAY_VALUE] => Загрузить
                [FILE_VALUE] => Array
                    (
                        [ID] => 84739
                        [TIMESTAMP_X] => Bitrix\Main\Type\DateTime Object
                            (
                                [userTimeEnabled:protected] => 1
                                [value:protected] => DateTime Object
                                    (
                                        [date] => 2020-11-18 10:13:04.000000
                                        [timezone_type] => 3
                                        [timezone] => Europe/Moscow
                                    )
    
                            )
    
                        [MODULE_ID] => iblock
                        [HEIGHT] => 0
                        [WIDTH] => 0
                        [FILE_SIZE] => 205680
                        [CONTENT_TYPE] => application/vnd.openxmlformats-officedocument.wordprocessingml.document
                        [SUBDIR] => iblock/cd3
                        [FILE_NAME] => programma-fon-po-legkoy-atletike_na-deponir.docx
                        [ORIGINAL_NAME] => Программа ФОН по легкой атлетике_на депонир.docx
                        [DESCRIPTION] => 
                        [HANDLER_ID] => 
                        [EXTERNAL_ID] => f3084677cd58819102782120b4c7aa75
                        [~src] => 
                        [SRC] => /upload/iblock/cd3/programma-fon-po-legkoy-atletike_na-deponir.docx
                    )
    
            )
    
    )
    
  • Программа физкультурно-оздоровительной направленности по лёгкой атлетике
    200.86 КБайт

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Центр адаптивного спорта»

ПРОГРАММА

по лёгкой атлетике

физкультурно-оздоровительной направленности

срок реализации – 5 лет

Сургут

2020

Содержание

Стр.

Список сокращений………………………………………………………...

3

Пояснительная записка…………………………………………….............

4

1.

Нормативная часть…………………………………………………...

9

2.

Цели и задачи программы…………………………………………...

11

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

4.

5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

5.7.

5.8.

6.

7.

8.

Условия зачисления в группы……………………………………....

Документы, необходимые для зачисления в группу……………...

Наполняемость групп и распределение по функциональным возможностям……………………………………………………….

Этапы подготовки…………………………………………………..

Годовой план……………………………………………………….

Теоретическая подготовка…………………………………………  

Методическая часть………………………………………………..

Особенности развития двигательных навыков у занимающихся различных нозологических групп………………………………...

Обеспечение необходимым оборудованием и инвентарём лиц, занимающихся лёгкой атлетикой…………………………………

Правила поведения и требования безопасности при занятиях легкой атлетикой…………………………………………………..

Программный материал для практических занятий…………….

Рекомендуемые объемы тренировочных нагрузок……………...

Практические занятия для этапа ОФП-1…………………….......

Практические занятия для ОФП-2……………………………….

Специальная физическая подготовка для ОФП-2………………

Система контроля и зачетные требования………………………

Глоссарий………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………….

Приложение ………………………………………………………

13

13

14

17

18

19

20

20

27

28

33

36

42

48

48

51

53

57

59

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ДЦП – детский церебральный паралич

Спорт ЛИН – спорт лиц с интеллектуальными нарушениями

Спорт лиц с ПОДА – спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата

ОФП – общая физическая подготовка

И. п. – исходное положение

ВФСК «ГТО» – Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по лёгкой атлетике физкультурно-оздоровительной направленности (далее – Программа) разработана с целью реализации федерального проекта «Спорт – норма жизни» и является одним                          из механизмов по привлечению инвалидов различных нозологических групп к регулярным, систематическим занятиям физической культурой и спортом, средствами лёгкой атлетики.

Реализация Программы позволит сформировать спортивный резерв: занимающиеся, успешно освоившие Программу зачисляются на начальный этап спортивной подготовки по лёгкой атлетике по видам спорта: спорт глухих, спорт слепых спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

Адаптивная физическая культура и спорт становятся сегодня одним              из важнейших, а в ряде случаев единственным условием физической, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Так же, систематические занятия физическими упражнениями способствуют адаптации инвалидов, различных категорий и групп граждан                                    с ограниченными возможностями к современным условиям жизни, являются фактором оздоровления и профилактики инвалидизации населения.

Лёгкая атлетика, один из старейших и наиболее массовых видов спорта. В паралимпийскую программу лёгкая атлетика входит с 1960 года.                        В программу Сурдлимпийских игр этот вид спорта включён с 1924 года. Кроме того, лёгкая атлетика включена в программу Специальных Олимпийских игр.

Легкоатлетические дисциплины включают бег и гонки на колясках                  на разные дистанции (100, 200, 400, 800, 1500, 3000, 10000 м, эстафеты 4х100 м, 4х400 м и т.д.), метания диска и копья, толкание ядра, прыжки                  в длину, в высоту и тройной прыжок, пятиборье, марафон.

Атлеты соревнуются в соответствии с их функциональной классификацией. Спортсмены с поражением зрения в беговых дисциплинах участвуют с лидером. Спортсмены, у которых был диагностирован синдром Дауна и атланто-осевая нестабильность, не могут участвовать                               в соревнованиях по пятиборью и прыжкам в высоту.

Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями способствуют развитию физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость), необходимые человеку                             в повседневной жизни. Почти во всех видах спорта для подготовки спортсменов, так или иначе, используют упражнения лёгкой атлетики.

Легко дозируемые упражнения могут использоваться для развития физических качеств спортсменов высокого класса, физического развития подрастающего поколения, людей с ослабленным здоровьем, инвалидов                 в период реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма.

Доступность, относительная простота упражнений, минимум затрат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде: и в сельской, и в городской местности.

Данная Программа разработана для физкультурно-оздоровительных групп и включает в себя развитие следующих дисциплин лёгкой атлетики.

Для занимающихся с нарушением интеллекта:

  • бег: 60 м, 100 м, 200 м, 400 м;

  • бег с барьерами: 60 м, 110 м, 400 м;

  • эстафетный бег: 800 м, 1500 м, 3000 м, 5000 м, 10000 м;

  • бег с препятствиями: 3000 м;

  • полумарафон (далее – бег на средние и длинные дистанции);

  • метание;

  • прыжки;

  • толкание;

  • кросс;

  • пятиборье, семиборье, 10-борье (далее – многоборье);

  • ходьба.

Для занимающихся с нарушением зрения:

  • бег до 400 м включительно (далее – бег на короткие дистанции);

  • бег более 400 м (далее – бег на средние и длинные дистанции);

  • метание;

  • толкание;

  • прыжки.

Для занимающихся с нарушением слуха:

  • бег до 400 м включительно (далее – бег на короткие дистанции);

  • бег более 400 м (далее – бег на средние и длинные дистанции);

  • метание;

  • толкание;

  • прыжки.

Для занимающихся с поражением ОДА:

  • бег до 400 м включительно (далее – бег на короткие дистанции);

  • бег более 400 м (далее – бег на средние и длинные дистанции);

  • метание;

  • толкание;

  • прыжки.

В Программу заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность специалистов по адаптивной физической культуре, основополагающие принципы подготовки занимающихся, результаты научных исследований и спортивной практики. Так же в содержание Программы включена техника легкоатлетических видов, методика обучения, специальные упражнения, применяемые для развития физических качеств.

Программа предназначена для специалистов (тренеров, инструкторов), работающих по направлению адаптивной физической культуры (лёгкая атлетика) и лиц с отклонением в физическом развитии следующих категорий:

- с полной и частичной потерей слуха – спорт глухих;

- с полной и частичной потерей зрения – спорт слепых;

- с поражением опорно-двигательного аппарата и ДЦП;

- с нарушением интеллекта.

В данной Программе представлен материал по организации теоретических и практических занятий, методические рекомендации, нормативы физической подготовки.

Программа адаптирована для занятий в физкультурно-оздоровительных группах и рассчитана на 5 лет.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализация программ физкультурно-оздоровительной направленности осуществляется в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие физической культуры и спорта».

Данная Программа предполагает создание адаптированных условий для инвалидов, желающих заниматься спортом, и совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп граждан                  с ограниченными возможностями.

Одной из задач Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие физической культуры и спорта                     в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» по подпрограмме                     I – является развитие массовой физической культуры и спорта, спортивной инфраструктуры, пропаганда здорового образа жизни.

Программа составлена коллективом специалистов БУ «Центр адаптивного спорта Югры»:

- Вторушин М.П., директор БУ «Центр адаптивного спорта Югры»;

- Воробьев А.А., директор обособленного подразделения «Региональный центр адаптивного спорта» в г. Сургуте;

- Александров Р.В., заместитель директора по физкультурно-массовой и спортивной работе БУ «Центр адаптивного спорта Югры»;

- Семёнова Н.Ю., заместитель директора по спортивной работе               обособленного подразделения  «Региональный центр адаптивного спорта»              в г. Сургуте;

- Горковец А.Ш., начальник физкультурно-массового отдела обособленного подразделения «Региональный центр адаптивного спорта»                  в г. Сургуте;

- Винс А.Е., инструктор по спорту физкультурно-массового отдела обособленного подразделения «Региональный центр адаптивного спорта»                  в г. Сургуте.


 

  1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Программа разработана на основании опыта работы тренерского                       и инструкторского составов БУ ХМАО – Югры «Центр адаптивного спорта» с учетом следующих нормативно-правовых актов:

1. Федеральный закон от 04.12. 2007 № 329-ФЗ«О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 21.11.2014  № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов»;

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»;

5. Федеральный проект «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва» («Спорт – норма жизни»), утверждён протоколом заседания проектного комитета                           по национальному проекту «Демография» от 14.12.2018 № 3;

6. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.02.2019
 № 90 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

7. Приказ Министерства труда Российской Федерации от 13.06.2017
 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»;

8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
 от 20.08.2001 № 337 «О мерах по дальнейшему развитию                                           и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»;

9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
 от 01.03.2016 № 134н «О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий                            и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса «Готов к труду и обороне»;

10. Организационно-методические рекомендации по использованию технологий, основанных на средствах и методах адаптивной физической культуры, в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и детей инвалидов Министерства спорта Российской Федерации
 от 20 октября 2017 года;

11. Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 342-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие физической культуры                  и спорта»;

12. Приказ Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югра от 29 декабря 2015 года № 341
 «О мерах по разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, в рамках компетенции Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».


 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью программы является привлечение максимально возможного числа людей с инвалидностью к систематическим занятиям лёгкой атлетикой.

Задачи:

1. Формирование потребности в здоровом образе жизни и регулярных занятиях физической культурой и спортом.

2. Формирование спортивного резерва по лёгкой атлетике по следующим видам спорта: спорт глухих, спорт слепых, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

3. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков.

4. Укрепление общего физического состояния и улучшение показателей физических качеств, осуществление коррекции при нарушении психомоторики и физического развития.

5. Обучение основам техники дисциплин лёгкой атлетики по различным видам спорта.

Для более детальной проработки основных коррекционных задач                  при планировании тренировочных занятий в Программе сформулированы вспомогательные задачи, которые определяются дифференцированно
 в зависимости от характера и степени выраженности дефекта:

- для инвалидов по зрению – работа по коррекции скованности
 и ограниченности движений, развитие навыков ориентирования на слух, развитие функций кинестетического анализатора;

- для глухих и слабослышащих – развитие функции статического               и динамического равновесия, обучение речевому материалу, связанному
 с развитием двигательных умений и навыков;

- для лиц с ПОДА – профилактика развития вторичной тугоподвижности, контрактур суставов конечностей, сохранившейся конечности, культи, недоразвитых конечностей, укрепление и развитие силы мышечных групп сохранившейся конечности, тренировка опорной функции рук, улучшение подвижности в суставах, повышение психоэмоционального тонуса;

- для лиц с нарушением интеллекта – согласованность движений отдельных частей тела (рук, ног, туловища, головы) согласованность выполнения симметричных и асимметричных движений; согласованность движений и дыхания; компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций; ориентировка в пространстве; быстрота реагирования на изменяющиеся условия; точность мелких движений кисти             и пальцев.


 

  1. УСЛОВИЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ

Приём занимающихся осуществляется независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, происхождения.

Занятия по Программе проводятся бесплатно. В физкультурно-оздоровительные группы лёгкой атлетики зачисляются дети и взрослые, имеющие инвалидность и получившие медицинский допуск на занятия.

Программа разработана для занимающихся в возрасте от 8 лет и старше.

Таблица 1

Минимальный возраст зачисления занимающихся для прохождения Программы

Наименование этапа

Количество

лет

Минимальный

возраст для

зачисления

Требования

по физической подготовке

на конец года

ОФП-1

Без ограничений

8 лет

Выполнение нормативов ОФП

ОФП-2

2-3 года

9 лет

Выполнение нормативов ОФП

Организация приёма и зачисления поступающих в группу осуществляется комиссией в течение всего года.

Зачисление поступающих для прохождения Программы оформляется распорядительным актом решения комиссии в соответствии с приказом
 БУ «Центр адаптивного спорта Югры» «Об утверждении Положений                      о порядке приёма лиц на программы физкультурно-оздоровительной направленности в БУ «Центр адаптивного спорта Югры».

3.1. Документы, необходимые для зачисления в группу

Приём в группы для освоения Программы осуществляется после предоставления поступающим или родителями (законными представителями) поступающего следующих документов:

- заявление от поступающего и (или) его родителя (законного представителя);

- медицинская справка о состоянии здоровья, поступающего с допуском к занятиям по программе физкультурно-оздоровительной направленности;

- фотография поступающего 3х4;

- копии свидетельства о рождении поступающего (с 14 лет – копия паспорта поступающего);

- справка МСЭ (предоставляется по желанию поступающего и (или) его родителя (законного представителя);

- выписка с амбулаторной карты с полным описанием диагноза. Учреждение при приёме заявления обязано ознакомится с документом, удостоверяющим личность заявителя, для установления факта родственных отношений и полномочий законного представителя поступающего.

В приёме может быть отказано по причине:

  • несоответствия возраста для зачисления;

- несоответствия нозологии, указанным в Программе;

- отсутствия регистрации по месту жительства или временной регистрации поступающего в соответствии с местом проведения занятий;

  • наличия медицинских противопоказаний;

  • отсутствия полного пакета документов поступающего.

Взаимоотношения между БУ «Центр адаптивного спорта Югры»               и занимающимся, включающими в себя взаимные права, обязанности                      и ответственность сторон, возникающие в процессе физкультурно- оздоровительной деятельности, оформляются Договором об оказании услуг            в сфере адаптивной физической культуры и спорта, с написанием заявления    о согласии на обработку персональных данных.

3.2. Наполняемость групп и распределение по функциональным возможностям

Группа, к которой относится занимающийся, определяется                             в зависимости от степени функциональных возможностей инвалида, необходимых для занятий определённым видом спорта.

К группе III относятся лица, у которых функциональные возможности, необходимые для занятий определённым видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.

К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно                          из перечисленных ниже поражений:

  • нарушение зрения (класс В3);

  • нарушение слуха – слабослышащие;

  • умственная отсталость выше 60 IQ (как правило, спортсмены INAS-FID);

  • ахондроплазия (карлики);

  • ДЦП (классы С7-С8);

  • ампутация или порок развития: одной или двух нижних конечностей ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон);

  • контрактура суставов;

  • прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой                     с вышеперечисленными.

К группе II относятся лица, у которых функциональные возможности, необходимые для занятий определённым видом спорта, ограничиваются умеренно выраженными нарушениями.

К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно                           из перечисленных ниже поражений:

  • нарушение зрения (класс В2);

  • полная потеря слуха;

  • умственная отсталость от 60 до 40 IQ;

  • ДЦП (классы С5-С6);

  • ампутация или порок развития одной или двух нижней конечностей выше коленного сустава; одной верхней конечности выше локтевого сустава; двух верхних конечностей выше лучезапястного сустава; одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или                              с противоположных сторон);

  • прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности занимающихся в мере, сопоставимой               с вышеперечисленными.

К группе I относятся лица, у которых функциональные возможности, необходимые для занятий определённым видом спорта, ограничены значительно, в связи, с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.

К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно                           из перечисленных ниже поражений либо их сочетание:

  • полная потеря зрения (класс В1);

  • ДЦП (классы С1-С4, передвигающиеся в креслах-колясках);

  • поражение спинного мозга на шейно-грудном уровне, требующее помощи при управлении креслом-коляской;

  • высокая ампутация или порок развития: четырёх конечностей, двух верхних конечностей выше локтя;

  • прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности занимающихся в мере, сопоставимой                с вышеперечисленными.

Таблица 2

Наполняемость групп в соответствии со степенью функциональных возможностей занимающихся

Группа степени функциональных возможностей

Наполняемость групп, чел.

Оптимальная

Допустимая

III

8

16

II

5

10

I

2

4

Оздоровительные занятия по лёгкой атлетике должны проводиться
 в соответствии с требованиями Программы для каждой группы                             по расписанию, утверждённому директором учреждения.

Занятия проходят три раза в неделю, продолжительность занятий – 1 час.

3.3. Этапы подготовки

Подготовка в физкультурно-оздоровительных группах включает в себя занятия по общей физической подготовке (ОФП) и освоения техники отдельных дисциплин лёгкой атлетики и делится на следующие этапы:

1 этап ОФП-1 (физкультурно-коррекционный), который может длиться весь период занятий в учреждении.

Предполагает привлечение максимально возможного числа людей                    с отклонениями в развитии или состоянии здоровья и инвалидов                             к систематическим занятиям лёгкой атлетикой для оздоровления и коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

2 этап ОФП-2 (спортивно-ориентированный) – продолжительность 2-3 года.

Предусматривает в дополнение к задачам первого этапа начало спортивной специализации занимающихся и улучшение индивидуальных показателей сдачи тестирования. В индивидуальных случаях возможно привлечение перспективных занимающихся к участию в соревнованиях. Занимающийся, прошедший подготовку и выполнивший контрольные нормативы, может быть зачислен в группу начальной подготовки по лёгкой атлетике, при условии достижения минимального возраста для зачисления.

3.4. Годовой план

Таблица 3

ОФП-1

№ п/п

Содержание материала

Количество часов в год

1.

Теоретическая подготовка

3

2.

2.1

Практическая подготовка

Общая физическая подготовка

94

2.2

Специальная физическая подготовка

42

2.3

Техническая подготовка

13

3.

Контрольные нормативы

4

Всего часов:

156

Таблица 4

ОФП-2

№ п/п

Содержание материала

Количество часов в год

1.

Теоретическая подготовка

3

2.

2.1

Практическая подготовка

Общая физическая подготовка

74

2.2

Специальная физическая подготовка

59

2.3

Техническая подготовка

16

3.

Контрольные нормативы

4

Всего часов:

156

4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Таблица 5

ОФП-1

п\п

Содержание материала

Количество часов

1.

- Общие вопросы теории физической культуры и спорта;

-Физическая культура и спорт в России;

- Понятие «Физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение физической культуры для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Влияние адаптивной физической культуры и спорта на реабилитацию и абилитацию людей с инвалидностью;

- История Паралимпийских игр;

-История развития лёгкой атлетики в Паралимпийских играх;

- История Сурдлимпийских игр;

- Легкая атлетика – как вид спорта.

1

2.

Правила техники безопасности на занятиях по лёгкой атлетике. Правила поведения занимающихся на занятиях по лёгкой атлетике

1

3.

Правила построения техники двигательных действий

1

Таблица 6

ОФП-2

п\п

Содержание материала

Количество часов

1.

Правила техники безопасности

0,5

2.

Влияние адаптивной физической культуры. Занятия физическими упражнениями в режиме дня, всестороннее развитие человека, влияние физических упражнений на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, двигательного аппарата человека.

1

3.

История развития лёгкой атлетики в адаптивном спорте

0,5

4.

Определение и устранение типичных ошибок при выполнении упражнений

0,5

5.

Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви для занятий

0,5

5. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

5.1. Особенности развития двигательных навыков                                         у занимающихся различных нозологических групп

Особенности развития двигательных навыков у занимающихся               с нарушением зрения

Неотъемлемым компонентом адаптивного физического воспитания лиц с нарушением зрения является использование и активное развитие сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, осязание, обоняние и др.), формирование навыков пространственной ориентировки, развитие координационных способностей.

Инструктору следует знать, что при утрате зрения повышается компенсаторная функция вибрационной чувствительности, незрячие способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звуков и других сигналов предмета. При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия               и пространственной ориентировки.

Адаптивное физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также                 с учетом эмоциональной насыщенности.

Использование стимульного материала (осязательных, звуковых, зрительных, обонятельных, вибрационных, температурных ориентиров, яркого и интересного спортивного инвентаря, наглядных пособий, доступных как для зрительного, так и для осязательного восприятия) будет способствовать более адекватному восприятию и усвоению полученных двигательных навыков. Систематическое использование упражнений зрительного тренинга окажет благоприятное влияние на сохранение остаточного зрения, коррекцию зрительного восприятия, а также на развитие и совершенствование функций зрительного анализатора и глазодвигательной координации.

К специфическим методам обучения незрячих детей можно отнести такие методы как «раннее педагогическое воздействие», «разучивание двигательного действия по частям», «метод практических упражнений», «контактный метод обучения» (метод показа), «метод мышечно-суставного чувства».

Особое место в занятиях незрячих и слабовидящих отводится методу наглядности. К этому методу предъявляются некоторые требования: большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, разнообразная фактура для осязательного восприятия.

Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием рассматриваемого предмета, действия, что поможет избежать искажённого представления, а также позволит активизировать мысленную деятельность занимающихся.

В процессе занятий целесообразно пользоваться такими методическими приёмами как «физическое сопровождение», дистанционное управление               на расстоянии», «стимулирование двигательной активности» и пр. Следует помнить, что восприятие у незрячих людей осуществляется преимущественно осязательно-слуховым способом, являющимся датчиком восприятия окружающего пространства. В связи с этим систематический звуковой контроль в процессе занятий поможет компенсаторному развитию слухового восприятия. Звуковые сигналы, используемые в процессе адаптивного физического воспитания, заменяют зрительные восприятия.

Следует помнить, что источник звука желательно устанавливать                   на уровне лица занимающегося, ввиду того, что на этой высоте он наиболее хорошо воспринимается.

Особенности развития двигательных навыков у занимающихся
 с нарушением слуха

В процессе физкультурно-оздоровительной работы с занимающимися, имеющими нарушения слуха и речи, основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия